Используем экспрессивный этюд для развития эмоционального интеллекта детей
В дошкольном возрасте важно развивать у ребенка умение понимать эмоции других людей и собственные эмоции, учить управлять ими. Какие методы использовать для этого? В процессе беседы по содержанию прочитанной сказки предложите детям показать экспрессивный этюд.
Эмоциональный интеллект — важное понятие в дошкольной педагогике и психологии. ФГОС ДО определяет развитие эмоционального интеллекта как составляющую социально-коммуникативного развития. Педагоги должны понимать, какими методами, технологиями и приемами это можно обеспечить. Один из методов развития эмоционального интеллекта – экспрессивный этюд.
В книге «Психогимнастика» автор определяет это понятие как «курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)».
Н.Ю. Хрящева рассматривает понятие «психогимнастика» как: «очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2–3 человека или всеми членами группы вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику или оказывать более генерализованное воздействие».
Таким образом, экспрессивные этюды— вид психогимнастики, направленный на развитие экспрессивной грамотности ребенка: умения понимать эмоции других людей по экспрессии и умения управлять собственными эмоциями, активно используя личные экспрессивные средства.
Экспрессивный этюд при определенных условиях выполняет психотерапевтическую функцию. Но в контексте развития эмоционального интеллекта ребенка следует учитывать только функцию развития экспрессивной грамотности. В своей книге М. И. Чистякова приводит примеры этюдов на выражение различных эмоций. Однако, как пишет автор, они лишь «закваска» для вариаций на тему.
Как действует экспрессивный этюд на развитие детей?
В экспрессивном этюде есть две стороны (роли). Роль действующих детей возникает, когда педагог просит воспитанников показать какой-либо персонаж истории: как он действует, что он чувствует, что и как говорит в определенной ситуации. Тем самым педагог создает условия для того, чтобы дети развивали свои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты и интонацию.
НАПРИМЕР:
- покажи, как Мишка шел; покажи всем телом;
- покажи лицом, телом, руками и движениями, как Мишка шел;
- покажи, как кралась Лиса;
- скажи так же, как медведь Михайло Иванович;
- скажи так же, как Мышка-норушка.
Еще одно задание — показать персонаж в эмоционально значимой ситуации: радостного зайца или грустную мышку. Если ребенок делает это произвольно, значит, он начинает управлять собственной экспрессией и эмоциями.
НАПРИМЕР: педагог просит показать:
- как Заяц испугался;
- как Лиса обрадовалась;
- как Еж удивился;
- как Медведь рассердился.
Другая роль в экспрессивном этюде — дети наблюдающие. Когда одни воспитанники показывают экспрессию, другие смотрят. Тем самым у наблюдающих детей расширяется багаж образного восприятия экспрессии, в т. ч. экспрессии эмоций у разных людей.
Наблюдаемая экспрессия связана со словом, которое обозначает эмоцию. Например, дети видят, как их ровесники показывают персонажей сказки: радующуюся мышку, испугавшегося зайца или удивленного слона. За счет этого происходит обогащение понимания эмоций других людей по их экспрессивному выражению.
В результате участия в экспрессивных этюдах в роли действующего (показывающего) и наблюдающего экспрессивная выразительность каждого ребенка существенно обогащается. Дети неосознанно перенимают экспрессивную выразительность от других. Экспрессивные этюды развивают экспрессивную грамотность дошкольника как компонент его эмоционального интеллекта: умение понимать эмоции других людей и умение выразить собственную эмоцию, использовать экспрессивные средства.
Формы «сближения»
В результате исследований Л.П. Стрелкова определила: если чтение художественного произведения дополнять просмотром иллюстраций, кукольного спектакля, игрой-беседой и игрой-драматизацией, у детей постепенно развивается сопереживание и сочувствие персонажам. Автор называет данные формы работы формами «сближения» и выделяет различные степени активности детей в этом сближении.
Экспрессивный этюд не изучался автором. Однако его можно рассматривать как одну из возможных форм активного «сближения» ребенка и персонажа сказки, которая позволяет как действующему, так и наблюдающему воспитаннику лучше понять эмоциональные и нравственные аспекты сюжета. Об этом свидетельствуют беседы педагогов с детьми по содержанию сказки, в ходе которой они демонстрируют понимание эмоций персонажей и нравственную составляющую их поступков.
Когда и как использовать экспрессивные этюды.
Экспрессивные этюды нужно включать в образовательную деятельность с детьми. При этом важно учитывать методические особенности их проведения. Дадим 8 советов, которые помогут воспитателям.
1-й совет. Используйте экспрессивные этюды во время чтения сказки (произведения детской литературы), а не как отдельное задание. Экспрессивные этюды помогают детям войти в роль, почувствовать и передать:
- эмоциональное состояние персонажа (радость, грусть, злость, обиду);
- его характер (хитрая, трусливый, храбрый);
- физические особенности (большой, маленький, неуклюжий, верткий, быстрый).
Разыгрывайте экспрессивный этюд в эмоционально емкой ситуации, когда действия одного персонажа вызывают эмоции, а затем и действия другого. Так дети лучше поймут смысл и причины поступков героев, важность одних форм поведения и неприемлемость других.
Например, эмоциональная ситуация в сказке братьев Гримм «Заяц и Еж»: грубый
- пренебрежительный ответ Зайца на приветствие вызывает у Ежа обиду и желание его проучить. Разыграйте экспрессивный этюд по этому фрагменту. Он покажет дошкольникам, как важно уважительно относиться ко всем.
2-й совет. Количество экспрессивных этюдов во время чтения сказки должно быть 3–7. Это позволит удерживать внимание дошкольников на сюжете. Экспрессивные этюды должны не отвлекать ребенка, а служить средством лучшего восприятия, понимания переживания. Вариативность (для отдельных детей или всей группы) и количество этюдов зависят от сюжета сказки и темпа работы в группе. В одних случаях воспитанникам требуется больше времени для восприятия, в других — показ происходит быстро.
3-й совет. Организуйте показ одного экспрессивного этюда 2–3 раза разными детьми. Пусть каждый дошкольник показывает этюд своим способом. Это дает возможность:
- тренировать экспрессивные возможности большему количеству детей;
- увидеть разные экспрессивные оттенки выражения одной и той же эмоции разными детьми;
- накопить багаж образного восприятия эмоциональной экспрессии.
4-й совет. Организуйте общеколлективный показ, когда все дети сразу показывают эмоцию персонажа с места, не выходя в центр. Это эффективный прием, особенно если речь в сказке идет о постепенном увеличении одной эмоции. Например, эмоции удивления: удивился — еще больше удивился — был поражен.
5-й совет. Учитывайте желание воспитанников, когда выбираете их для участия в экспрессивных этюдах. Застенчивые или не готовые выступить публично дети могут участвовать в общеколлективных этюдах со своего места. Получив опыт наблюдения действия совместно со сверстниками, они начнут стремиться самостоятельно показать этюд перед остальными детьми.
6-й совет. Поддерживайте ребенка, который показывает экспрессивный этюд, аплодисментами вместе с другими детьми. Аплодисменты в данном случае — одобрение самого действия ребенка, а не качества исполнения.
7-й совет. Учитывайте возрастные особенности каждой группы: динамику «открытия» эмоций, готовности воспитанников к их пониманию. Важно помнить, что эмоции различных оттенках открываются дошкольникам постепенно и в определенном порядке.
8-й совет. Включайте экспрессивный этюд в развивающие и коррекционные ситуации. Но не злоупотребляйте этим. Только непосредственная включенность в сказочный сюжет делает их естественными. В этом случае дети их понимают и принимают.
Творческих успехов!