Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми (по материалам электронного журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»)

   Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами.

   Гаджет (англ. gadget – принадлежность) – техническое приспособление (в т. ч. с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация).

   Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родите-лей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

   Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.

   Педагоги активно внедряют информационные технологии на всех уровнях образования. В детском саду воспитатели и специалисты используют интерактивные доски и мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика, анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают воспитанникам усваивать новый материал.

   Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО1 принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.

   Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно-значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы раз-личной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.

   Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

   5 причин использовать гаджеты в работе с детьми:

  1. Вы научите воспитанников использовать гаджеты правильно.
  2. Сможете активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей.
  1. Наглядно покажете коллегам и родителям, что гаджеты развивают детей, формируют новые навыки и умения.
  1. Создадите условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате.
  1. Дошкольники получат положительные эмоции, научатся самостоятельно находить нужную информацию с помощью разных электронных устройств.

   Фотоаппарат для развития познавательной активности Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:

  • сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);
  • фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;
  • проводить длительные наблюдения;
  • фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

   Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности

  • воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольни-ков: вызывает у них яркие эмоции;
  • развивает познавательную активность;
  • создает условия для рефлексии;
  • формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;
  • служит средством самоопределения в мире интересов.

   Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезон-ные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает интересующий объект с определенной периодич-ностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о проис-ходящих изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.

   Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.

   Детское фотографирование позволяет дошкольникам выразить себя, а педагогу – создать благо-приятные условия для реализации личностного потенциала каждого воспитанника. Кроме того, анализ продуктов детского фотографирования помогает определить область интересов воспитанников.

   Фотографии, которые делают дети, отличаются по трем параметрам: тематикой, дистанцией и способами фотографирования. Например, если ребенок интересуется растительным миром, то на большей части его фотографий обязательно присутствуют растения: комнатные цветы, трава, кустарники, дере-вья и все, что с ними связано (иллюстрации из энциклопедий, дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития).

   Важную информацию дает беседа по фотографиям:

  • Что ты фотографировал?
  • Почему сфотографировал именно это?
  • Как у тебя получилась эта фотография?
  • Чем отличается данная фотография от других?

   Ответы детей отражают их внутреннее намерение сделать определенный кадр, что демонстрирует заинтересованность в той или иной области познания. Сопоставляя ответы ребенка и характер фоторепортажа, педагог определяет общую направленность его интереса.

   Анализируя фотографии, сделанные детьми, педагог разделяет их по интересам:

  • мир живой природы;
  • мир неживой природы;
  • рукотворный мир;
  • социальный мир.

   Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности) характеризует объем интересов в конкретной области. По определенным показателям педагог выделяет ведущий интерес дошкольника.    Табличные формы для анализа продуктов детского фотографирования представлены в приложении 1.

   При просмотре фотографий педагог определяет дистанцию фотографирования для разных детей: от очень близкой до панорамной съемки. Характер фотографий отражает личностную дистанцию ребенка во взаимодействии с окружающими. Об углубленном интересе свидетельствуют сокращение дистан-ции, фокусировка на выбранном объекте.

   Часть детей изучают фотоаппарат и экспериментируют с возможностями устройства. Об этом говорят фотографии с неясными изображениями. В ходе беседы педагог выясняет, что ребенок пытался фотографировать объекты в движении или делал фотографии различных поверхностей, пробуя микросъемку.

   Таким образом, обобщение и обсуждение с воспитанником продуктов его деятельности дают возможность педагогу понять направленность и глубину его интересов и определить индивидуальную траекторию развития.

   Диктофон для развития коммуникативных навыков

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

   Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.

   Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.

   Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва, поют птицы и т. д.)

  • фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.

 Веб-квест (в переводе с английского языка «Веб» (Wеb) – «сеть», «квест» (Quest) – «путешествие»)

– продолжительный, целенаправленный поиск, который связан с приключениями или игрой. Технологию веб-квеста разработал Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

   Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности

   Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.

   Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.

   Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.

   Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности детей и родителей. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию. Чтобы разработать веб-квест, педагог создает отдельный сайт с помощью бес-платных конструкторов или презентацию в программе PowerPoint.

   Обязательные элементы веб-квеста:

  • мотивирующая информация;
  • проблемное задание;
  • роли и соответствующие маршруты;
  • ссылки на интернет-ресурсы;
  • результаты и способы их презентации.

   Мотивирующая информация – обращение к участникам веб-квеста – размещается на центральной страничке (первом слайде). Она может сопровождаться мультфильмом, слайд-шоу, приветствием сказочных персонажей.

   Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников. Например, задание по теме «Птицы» для детей среднего возраста: «Есть птицы домашние, а есть дикие. О домашних заботится птичница, о диких – лесник. Решили они своих птиц накормить. Как вы думаете, кто быстрее накормит их?»

   Роли, от лица которых дети выполняют проблемное задание, педагог подбирает также в соответствии с их возрастом. Например, для старшего дошкольного возраста – реалистичные роли (фотограф, ученый, турист); для младшего дошкольного возраста – игровые (утенок, цыпленок).

  • соответствии с выбранными ролями дошкольники вместе с родителями ищут ответ на поставленный в проблемном задании вопрос. Каждый ребенок проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами. При этом педагог должен обеспечить безопасность информационного пространства, использовать качественные интернет-ресурсы: реалистичные изображения, познавательные видеоролики, материалы, имеющие художественную и познавательную ценность.

   Результаты прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может быть распечатанная информация, которая заинтересовала ребенка, набор картинок, рисунок, поделки и т. д.

   Таким образом, какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по сети Интернет, он найдет ответ на поставленный проблемный вопрос и значимую для него информацию.

  • помощью технологии веб-квеста педагог создает условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. У детей появляется желание обменяться впечатления-ми и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач образовательной программы ДОО.

Добавить комментарий