Эбру — пространство для развития возможностей ребёнка
Здравствуйте, уважаемые коллеги, я приглашаю вас в путешествие по карте моих педагогических открытий.
(2 слайд) Люди всегда стремились познать мир, в котором живут. Они упорно расширяли свои горизонты и составляли карты нашей чудесной планеты Земля.
(3 слайд) Наша Земля — это огромный ВНЕШНИЙ МИР, открытый для людей. Но! Есть и другие миры. Они прекрасны, интересны, разнообразны, у них нет границ. Я говорю о ВНУТРЕННЕМ МИРЕ человека. Нет двух похожих людей, значит и миры эти у всех разные, индивидуальные.
(4 слайд) Каждый человек пишет, создает внутреннюю карту СЕБЯ. На этой карте нет границ и четких контуров. Лично я вижу ее в игре цвета и оттенков, которые могут сливаться в красивые сочетания, рождая новые краски; или существовать рядом, но в гармонии. Каждая новая капля краски на этой карте – это маленькие и большие открытия-находки.
(5 слайд) Открыв для себя сказочный мир, мир фантазий Эбру, я поделилась этим чудом с детьми, их родителями и коллегами.
(6 слайд) В основу наших знаний и умений легли материалы исследований творчества и саморазвития дошкольников (Поддъякова Н.Н., Дъяченко О.М.), методические разработки по изобразительной деятельности (Комаровой Т.С, Лыковой И.А.), а также рекомендации и опыт многих художников, преподавателей искусства Эбру, в том числе, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, Александры Лоц и Анны Ивановой, известных художников-преподавателей.
(7 слайд) Использование Эбру в жизни детского сада позволило объединить всех участников образовательных отношений в дружный сплоченный коллектив единомышленников. Это означает, что в Эбру каждый нашел для себя что-то интересное и важное.
(8 слайд) Каждый сделал, пусть небольшое, но открытие на своей карте интересов и находок: дети – детские находки, семьи – родительские находки, а я, воспитатель, — свою ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ находку.
(9 слайд) В моей педагогической деятельности Эбру стало универсальным средством развития творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности (не только изобразительной, но и познавательной, игровой, продуктивной).
Свою педагогическую технологию с использованием Эбру я выстроила так, что она позволяет развивать:
— способность к фантазии и воображению, творческие способности,
— способность выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности, — уверенность в своих силах,
— умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
(10 слайд) Результативность использования техники Эбру проявляется на разных этапах от открытия техники и интереса к ней до освоения разных уровней мастерства в ее использовании. Оценка результативности использования эбру в основном проходит в рамках педагогического наблюдения.
Для удобства отслеживания результативности была составлена универсальная спираль развития.
В основу был положен процесс введения, «проживания» и влияния на человека (ребенка, родителя, педагога) технологии эбру.
- Интерес
- Освоение материалов и способов
- Творчество
В обобщенном виде данный процесс развивается в следующем порядке:
- Интерес рождает желание освоить технологию. Освоенные приемы и материалы закрепляют (усиливают) интерес.
- Диапазон освоенных материалов и приемов рождает желание выйти за рамки образцов и создавать свои картины. Творческий полет часто приводит к возврату на предыдущий этап – «надо освоить еще один-два приема, тогда получится картина моей мечты».
Все части процесса, этапы, взаимосвязаны. Но при этом каждый этап имеет свои особенности.
(11 слайд) Обращаю ваше внимание на задачи и способы их достижения на каждом этапе
На этапе «Интереса» главной задачей является знакомство с искусством.
(12 слайд) На этапе освоения материалов и способов – практическое освоение Эбру во всем многообразии.
(13 слайд) На этапе «Творчества» — важно создать условия для воплощения сложных творческих замыслов в процессе интеграции разных видов детской деятельности.
(14 слайд) Разнообразие материалов, вариативность методов и форм организации работы с детьми на каждом этапе – мы рассматриваем как условия формирования и развития детской самостоятельности, инициативы и творчества.
(15 -16 слайд) Представленные задачи реализуются посредством проведения различных форм взаимодействия, среди которых мы особо выделяем:
— мастер-классы с детьми и родителями, даже в период дистанционного взаимодействия
(17 слайд) особое внимание обращаем на детское наставничество и разновозрастное взаимодействие.
(18 слайд) Дидактический материал, созданный детьми используется в различных образовательных ситуациях.
(19 слайд) Мы выделяем результаты освоения техники Эбру на каждом этапе. Эти критерии универсальны, благодаря этому я могу выстраивать индивидуальные маршруты.
(20) За каждым остается право выбора, «остановки» на каком-либо этапе
Наблюдение за детьми позволило выделить разные подгруппы детей, с разными установками:
(21 слайд) — дети – созерцатели
(22 слайд) — дети – экспериментаторы
(23 слайд) — дети – эстеты
(24 слайд) особые результаты с детьми с ОВЗ: в процессе рисования на воде ребенок заговорил (появились аморфные слова), ребенок с поражением ЦНС в процессе рисования Эбру дал управлять его рукой на протяжении нескольких минут; ребенок, не любящий и не проявляющий интереса к рисованию, спустя год не отходит от «Центра творчества».
(25 слайд) Каковы же результаты нашей совместной творческой деятельности?
— мы не только овладели компетенциями рисования на воде в технике Эбру,
— мы стали победителями разных творческих конкурсов, участниками и победителями всероссийских и международных выставок;
— мы создали условия для многоаспектной увлекательной активности детей в познании окружающего мира;
— мы открыли новые возможности в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
(26) Среди результатов и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников, а также достижения моих выпускников.
Я горжусь и своими личными достижениями:
— в 2021 году я стала членом Творческого Союза Мастеров эбру России.
— мною составлена программа по дополнительному образованию художественной направленности «Волшебные капли Эбру» для детей старшего дошкольного возраста.
А самое главное — это интерес, желание действовать дальше и готовность применять полученный опыт в жизни.
(27-28) Я использую разные возможности для обмена опытом: и как автор статей в периодических и электронных изданиях, и как докладчик и мастер на конференциях разного уровня, и как блогер, представляющий свой опыт на страницах персонального сайта, и как активный участник и организатор различных конкурсов. Это позволяет мне двигаться дальше, в разных направлениях, расширяя границы моей профессиональной карты.
(29 слайд) Эбру стало универсальным средством, способствующим расширению границ не только моей профессиональной карты, но карты моих воспитанников, родителей и коллег.
(30 слайд) Мы с детьми, умея многое в этой технике, постоянно для себя открываем что-то новое и считаем, что мы только в начале пути. И этот путь у каждого ребенка индивидуальный, он зависит от его идей, возможностей и созданных педагогом условий!
(31 слайд) И подтверждением тому, что мы находимся на правильном пути являются великолепные слова А.А. Мелик-Пашаева, который говорил, что «Главная задача педагога — сделать образовательное пространство пространством возможной творческой самореализации Высшего «Я» человека».
(32 слайд) Десять минут назад карта моего внутреннего Я была примерно такой (показ).
(33 слайд) А сейчас она такая (показ рядом второго рисунка). Вы заметили изменения? Они произошли благодаря нашему профессиональному Конкурсу «Воспитатель года России», возможности представить вам, уважаемые коллеги, Эбру – не просто как рисование на воде, а как пространство для развития возможностей ребенка и взрослых.
Приглашаю всех к общению на моем сайте! Спасибо за внимание!!!