Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
Дидактическая игра — это активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МИР КНИГ»
Игра состоит больших карт с изображением портрета писателя и его книг (картинки можно взять из интернета или сфотографировать обложки детских книг)
Второй экземпляр больших карт разрезается на маленькие карточки.
Примечание:
Игра пополняется картами по мере изучения творчества детских писателей в соответствии с образовательной программой.
Дидактические задачи игры:
• Познакомить детей с творчеством детских писателей.
• Сформировать понятия о жанрах (сказки, стихи, рассказы).
• Учить соотносить изображенную на картинке обложку книги с писателем.
• Развивать основы логического мышления детей, а также внимание, память, воображение.
• Развивать речевую активность детей: учить объяснять свой выбор полным развернутым предложением.
Ход игры
Игровые правила:
1. Если ребенок правильно выполнил задание, то карточку забирает себе.
2. Если ребенок неправильно выполнил задания игры (есть дополнения от других детей, то карточка в первом случае возвращается ведущему или кладется на место.
3. Не перебивать ребенка, который начал говорить первым.
4. Соблюдать очередность.
5. Ведущий выбирается с помощью считалочки, по договоренности, по очереди или им становится тот ребенок, кто первым захотел играть и организовал других детей;
6. Выигрывает тот ребенок, который первый выполнил условия игры (закрыл большую карту, набрал больше всего карточек и т. д)
Результат игры
• Осваивая игру, ребенок без труда запоминает писателей и их произведения.
• Может назвать несколько произведений одного детского писателя
• Закладываются основы логического мышления детей, развивается внимание, память, воображение;
Методические указания к игре.
Игру можно использовать:
- В совместной деятельности воспитателя и детей.
- В самостоятельной игровой деятельности детей (после освоения игровых правил и содержания игры).
Некоторые варианты игры
Лото «Писатели и книги»
Задача: Как можно быстрее закрыть картинки на большой карте аналогичными маленькими карточками.
У игроков большие карты. Ведущий показывает маленькую карточку и спрашивает: «Что это?» Ребенок, у которого на большой карте такая картинка книги, отвечает, например: «Это сказка «Мойдодыр», написал Корней Чуковский»». Если правильно, то игрок закрывает ею соответствующую картинку, если нет, то карточка остается у ведущего. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карту.
«Лото по памяти»
У игроков большая карта. Маленькие карточки раскладывают на середине стола картинками вверх. 1-2 минуты игроки запоминают их расположение, затем карточки переворачивают. Дети по очереди открывают по одной карточке. Если это их картинка – забирают себе, если нет – кладут обратно, рисунком вниз. Игрок, первым заполнивший свою большую карту, выигрывает.
«Назови писателя»
Задача: Выбрать писателя по его произведениям (картинкам книг)
Игрокам дают 2-3 маленьких карточки одного писателя. Игрок должен найти портрет этого писателя.
«Четвертый лишний»
Задача: Из 4-ех маленьких карточек найти одну лишнюю (три карточки одного писателя, одна – другого).
Ведущий выбирает 4 маленьких карточки: три с изображением книг одного писателя и одну – другого. Ребенок должен назвать «лишнюю» книгу-картинку. Если правильно, ведущий отдает «лишнюю» карточку ребенку. Выигрывает тот ребенок, который набрал больше карточек.
Усложнение: карточки выбираются по жанрам (3 сказки и 1 стихотворение)
«Чего или кого не стало?»
Задача: Собрать как можно больше маленьких карточек.
5-6 маленьких карточек раскладываются на столе рисунком вверх. Посмотрев на картинки, игроки закрывают глаза, а ведущий убирает одну карточку. Кто первым из игроков скажет, какое произведение (писатель) пропало, забирает карточку себе.
Усложнение №1: Довести количество карточек до 10 и более штук.
Усложнение №2: Убирать 2-3 карточки.
«Приди в гости»
Карточки выкладываются рядами по 4–5 штук картинками вверх – «многоэтажный дом». Ведущий задает маршрут, по которому надо пройти, начиная с левой нижней карточки – квартиры. Например, говорит: «Три квартиры вверх, две вправо. К кому мы пришли?» Если ребенок отвечает правильно, то меняются ролями.
Усложнение №1: Задавать сразу 2, а в дальнейшем и 3 маршрута, продолжающие друг друга.
Усложнение №2: Называется квартира писателя (карточка с его изображением, а игрок говорит адрес, т.е. рассказывает, как к нему пройти. Например: «Барто живет три квартиры вверх и четыре вправо».
«Перепутанные книжки»
Задача: Разложить маленькие картинки на группы возле писателей
Маленькие карточки выкладываются лицом вверх. Ведущий раздает игрокам портреты писателей. Играющие должны собрать книжки «своего» писателя. Выигрывает тот, кто быстрее всех выложит картинки вокруг писателя.
Вариант: Найти портрет писателя по нескольким его книгам.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ ТЕЛЕВИЗОР»
Пособие «Волшебный телевизор» создано для формирования у детей звуко-слогового анализа слов.
Перед ребенком на экране «Волшебного телевизора» появляется картинка. Ребенок называет СЛОВО, обозначающее данную картинку, определяет количество СЛОГОВ в этом слове и обозначает их количество желтыми крышечками-кнопочками справа от экрана. Далее внизу под экраном определяем количество и характеристику (ГЛАСНЫЙ-СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ-МЯГКИЙ, ГЛУХОЙ-ЗВОНКИЙ) звуков в данном слове, обозначая их цветными крышками.
Например слово «ЛИСА». В этом слове два звука, значит справа от экрана располагаем две желтые крышки. Первый звук в этом слове, звук «Л» — это согласный, мягкий, звонкий звук (обозначаем его зеленой крышкой). Второй звук «И» — гласный звук (обозначаем красной крышкой). Следующий звук «С» — согласный, твердый, глухой (обозначаем синей крышкой). И последний звук «А» — гласный звук (обозначаем красной крышкой). В завершении, посчитать количество гласных звуков, согласных звуков и общее количество звуков в слове. А также можно проверить и подтвердить правило: «Сколько в слове гласных — столько и слогов».
Благодаря этому пособию, многие дети, которые раньше не могли справиться с таким заданием как деление слов на слоги и не могли дать характеристику звуку, теперь научились наглядно определять количество слогов в слове, наличие гласных и согласных звуков, а также их характеристику и количество в слове. Параллельно это пособие способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ДОРОЖКИ»
Данное пособие является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации детей средней группы. Кроме того, оно помогает ребенку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху -внизу», «справа -слева». У детей дошкольного возраста развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания. Применяя разноцветные шнурки, можно закреплять знания о цветовой гамме.
Процесс изготовления пособия:
— Заготовку из фанеры в форме прямоугольника обклеить самоклеящейся пленкой, с двух сторон из пленки приклеить кармашки.
— С каждой стороны прикрепить по три шуруп-кольца.
— Распечатать картинки по лексическим темам, по сказкам, геометрические фигуры и т. д., можно заламинировать по три штуки вместе.
Цель: развивать мыслительные процессы, речь, мелкую моторику, целенаправленность действий; обучать умению наблюдать, выделяя характерные и существенные признаки в предметах и явлениях, сравнивать и обобщать их по этим признакам; закрепить полученные знания.
Ход:
Для работы с пособием используются картинки с разными заданиями:
— «Определи форму предмета». Ребёнок протягивает шнурок от предмета к геометрическому эталону, называя его форму. («Я соединяю круг с помидором, потому что помидор круглой формы».) Другой вариант –ребенок соединяет между собой геометрические фигуры: круги, овалы и др.
— «Большой-маленький». Ребёнок соединяет одним шнуром все маленькие фигуры, другим шнуром все большие фигуры, называет их.
— «Уточни цвет предметов»
Ребёнок соединяет изображение с соответствующей цветной фигурой. Педагог спрашивает: «Какого цвета яблоко» («яблоко красного цвета»).
— «Сосчитай»
Дети соединяют цифру и картинку, обозначающую нужное количество.
— «Расскажи сказку»
Ребенок рассказывает сказку и соединяет картинки из сказки, учитывая последовательность сюжета.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА АВТОМАТИЗАЦИЮ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ «УКРАСИМ ЁЛОЧКУ»
Дидактическая игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. У детей дошкольного возраста процесс автоматизации звуков проходит очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.
Игру могут использовать как логопеды так и воспитатели детского сада.
Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия и зрительной памяти.
Возраст детей: 5-7 лет.
Материал: силуэт елочки, “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки на звуки: [С] – [З]; [Ш] – [Ж]; [Ч] – [Щ]; [Л] – [Р].
Вариант №1.
Ход игры: педагог предлагает ребенку выбрать для елочки шары с определенным звуком. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка вспомнить, какие картинки он запомнил.
Вариант №2.
Ход игры: педагог предлагает ребенку украсить две елочки шарами. На одну елочку будем вешать шары с картинками, в которых есть звук [С], а на другую –шары с картинками со звуком [З]. Предложить детям составить предложение с той или иной картинкой.
Также имеются шары-картинки на звуки «Ш»-«Ж»; «Ч»- «Щ»; «Л»-«Р».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА»
Предлагаемая дидактическая игра основана на следующих принципах:
- дидактическая игра опирается на программный материал;
- дидактическая игра способствует вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов (зрительного и тактильного);
- назначение, картинок, смысл вопросов, условия игры ясны и понятны детям;
- пособие внешне привлекательно;
Дидактическая игра и игровые приемы, направлены на развитие речи, а также на предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения.
I вариант
Цель: правильное произношение поставленных звуков
Задачи:
- Автоматизировать в речи любые звуки.
- Учить проводить звуковой анализ слов.
Материал: четырехгранная пирамида со сторонами зеленого, синего, красного и желтого цвета, обтянутая флисом. Наборы картинок: предметные картинки, в названии которых присутствует заданный звук для автоматизации (в начале, середине или конце слова в зависимости от этапа автоматизации звука)
Правила:
В верхней части грани пирамиды педагог помещает сигнальную карточку с нужной буквой. Ребенку следует найти и назвать картинки с данным звуком в начале, середине или конце слова, прикрепить на нужную грань пирамиды в зависимости от характеристики звука автоматизируемого звука. Например: на синей грани ребенок должен разместить картинки, в названии которых первый звук -Р- (согласный, твердый, звонкий, в верхней части грани пирамиды ребенок располагает колокольчик и далее прикрепляет нужные картинки.
II вариант
Цель: правильное произношение слов по слоговой структуре
Задачи:
- Учить проговаривать нужное количество слогов в словах.
- Развивать умение считать слоги в словах.
Материал: четырехгранная пирамида со сторонами зеленого, синего, красного и желтого цвета, обтянутая флисом с полосками. Наборы картинок: предметные картинки, в названии которых разное количество слогов.
Правила:
На желтой грани пирамиды у каждой полоски помещается цифра, которая указывает количество слогов в слове. Ребенок выбирает картинки, четко проговаривает название, считает количество слогов и помещает картинку на полоску с нужной цифрой. (Чем уже грань пирамиды кверху, тем меньшее количество слогов в слове).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОСТАВЬ ПЕЙЗАЖ»
Дидактическая игра «Составь пейзаж»
Цель: Упражнять детей в умении находить композиционное решение «картины». Закрепление понятий таких как: большой-маленький, больше-меньше, ближе-дальше, между, за, перед, меньше чем, больше чем, но меньше чем.
Закрепить знания детей о сезонных изменениях. Уметь находить и исправлять ошибки в расположении предметов на «картине».
Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать творческие способности и уверенность в себе.
«СТОРИТЕЛЛИНГ» ИЛИ «STORY CUBES» («КУБИКИ ИСТОРИЙ»)
Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй»), она интересна как взрослым, так и детям. Кубики с картинками погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории, превращая обычную дружескую вечеринку в настоящий праздник воображения. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные, т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки.
Как у каждой игры, у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Итак, игра начинается! Первый ребёнок достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.
Техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы, как я отмечала выше, вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.
Сочиняя, дети «проживают» истории, у них появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.
Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми.
Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Таким образом, с помощью игры в «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.
Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно!
Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. Можно педагогам положить в свои копилки.
Анна, добрый вечер, благодарю Вас за теплые слова! Приятно осознавать, что опыт работы действительно распространяется, внедряется в другие практики! Желаю Вам творческих успехов и всех благ!
Ознакомилась с подборкой дидактических игр. Спасибо за интересный материал. Особенно понравились дидактические игры по развитию речи.
Добрый вечер, Валентина! Благодарю Вас за интерес, проявленный к моему материалу, очень надеюсь, что он Вам поможет в реализации Ваших педагогических целей!