Точки развития для формирования игровой инклюзивной среды в детском сообществе
Процент детей с особыми образовательными потребностями, посещающих дошкольные образовательные учреждения, ежегодно увеличивается. Перед педагогами возникают новые вызовы:
— Как привнести инклюзивную дидактику в дошкольное образование?
— Как создать безопасную и в то же время мотивирующую среду?
— Как выбрать игрушку (игру) для ребенка с учетом его нарушений?
📍 Эти и другие вопросы разберем на бесплатном вебинаре для воспитателей «Точки развития для формирования игровой инклюзивной среды в детском сообществе».
🗓 Когда: ВТ, 19 декабря, 14:00 МСК
Записаться на вебинар: https://clck.ru/374t9b
study.eduregion.ru (https://clck.ru/374t9b)
Бесплатный вебинар для воспитателей «Точки развития для формирования игровой инклюзивной среды в детском сообществе»
19 декабря в 14:00 МСК
![](https://astrates212.ru/wp-content/uploads/2024/08/photo_2024-08-21_21-00-59-1024x1024.jpg)
О детском сообществе говорят очень много. Но не всегда вспоминают о тех детках, которым сложно адаптироваться в группе детей, где находятся нормотипичные дети. Как же нам сделать так, чтобы дети с ООП не чувствовали себя одинокими? Как сделать так, чтобы нормотипичные дети не чувствовали себя обделенными?
Как обеспечить условия для достижения всеми участниками образовательного процесса максимальных результатов в интеллектуальном, физическом и личностном развитии, а также в социальном взаимодействии?
Разберем задачи педагога в формировании образовательного пространства:
- Обучение взаимодействию
- Помощь в преодолении сложностей развития
- Внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка
- Объединение всех участников образовательного процесса.
Что может помочь педагогу?
Можно выделить три основных направления для детей с ООП:
- Физическое пространство
- Коммуникативное пространств
- Субъективное пространство
Если говорить о том, какая должна быть среда в инклюзивном образовании, то мы должны для себя выделить особенности тех детей, которые присутствуют в группе:
«застревание» на стадии предметной игры;
отказ от действия с предметами в соответствии с их функциональным назначением;
Незаинтересованность игрушками и игровыми предметами;
отсутствие интереса в игре к другим детям;
затруднение в использовании предметов – заместителей или отсутствие данного умения.
Какой же должна быть развивающая среда для детей ООП?
Выделим несколько очень важных компонентов:
Зонированная, мобильная – зонирование пространство необходимо для того, чтобы ребенку было легче воспринимать происходящее и быть активным участником, субъектом событий. Пространство можно сделать гибким за счет использования модульной мебели.
Доступность всех элементов среды для дошкольников с ООП, возможность выбора видов деятельности, игровой материал, включающий разные уровни сложности.
Безопасная – безопасные материалы. Насыщенность и многообразие во избежание конфликтов среди детей с ООП, устойчивая, иногда зафиксированная, негромоздкая мебель, отсутствие или недоступность для ребенка с ООП, игр, игрушек с мелкими деталями.
Мотивирующая – материал оборудования должным быть ярким, крупным, создание игровых ситуаций, стимулирующих взаимодействие и общение детей с ЗПР, включение в развивающую среду материалов и пособий, использование которых стимулирует формирование положительных эмоций.
Персонифицированная – с учетом индивидуальных особенностей ребенка, осуществляется по итогам мониторинга, отражающая «голос ребенка» в образовательном пространстве.
Провоцирующая – наличие в развивающей среде алгоритмов. Маркеров пространства позволит самостоятельно, без помощи со стороны взрослого и сверстников организовать и структурировать игровую деятельность, самообслуживание и трудовую деятельность дошкольникам с задержкой психического развития.
Автодиактичная -когда дети самостоятельно что-то придумывают.
Игрушки и игры для детей с ООП:
- Волшебный мешочек (развитие тактильного восприятия, развитие речи).
- Пластилинография (коррекция моторной сферы, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы).
- Зеркало эмоций (обогащение эмоционального опыта детей).
- Ниткография (развитие эмоционально-волевой сферы, зрительно-моторной координации обучение грамоте).
- Арт-игры (рисование на воде в технике Эбру) – снижение тревожности детей, улучшение работы ручного праксиса, развитие зрительно-моторной координации.
- Игры на стеклянном мольберте (обогащение познавательной и коммуникативной сферы, преодоление неуверенности, обогащение сенсорного опыта).
Какая бы ни была образовательная среда, ничего не заменит доброжелательной обстановки. Когда мы, педагоги, научимся сами воспринимать таких детей, тогда у нас все получится!